Часто задаваемые вопросы

Чем отличается обучение финансовой грамотности в пришкольном лагере и в кружке?
Обучение в пришкольном лагере в большей мере обеспечивает достижение результатов в сфере мотивации освоения финансовой грамотности и практического решения задач, сочетается с оздоровлением, поэтому организуется в более динамичных формах. Здесь есть возможность использовать более продолжительные по времени мероприятия. Обучение финансовой грамотности в кружке более дискретно, здесь успешнее обеспечиваются образовательные результаты в информационной сфере.
Каковы критерии результативности в обучении финансовой грамотности?
Критерии результативности в обучении финансовой грамотности включают:

  • уровень интериоризации школьником ценностей ответственного поведения в сфере финансовых отношений, ценностей повышения собственной компетентности в сфере финансовых отношений, ценностей в сфере повседневного получения финансовой информации;
  • степень информированности в сфере финансовых отношений, уровень владения способами получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия финансовых решений (общие представления о финансовой сфере, об эффективном финансовом поведении);
  • уровень овладения способами решения актуальных повседневных задач в сфере индивидуальных финансов.

В чем новизна предлагаемых программ и методик?
Новизна предлагаемых программ и методик состоит в их вписанности во внеурочную и внеклассную сферу жизни школы; кроме того, основными являются интерактивные, игровые, дискуссионные, проектные методы обучения.
По закону школьники не могут совершать реальные действия в финансовой сфере, как это учитывается в предлагаемом контенте?
Имитационные методы, моделирование ситуаций, наблюдение за решением финансовых задач взрослыми и являются выходом из ситуации, когда несовершеннолетние по своему правовому положению совершать действия в финансовой сфере самостоятельно (без родителей или лиц, их замещающих) не могут.
Каково соотношение теории и практики в предлагаемом контенте?
В предлагаемом контенте систематическая теоретическая подготовка не предусмотрена, все содержание имеет практический смысл, теоретическая информация служит исключительно для пояснения конкретных ситуаций и для решения финансовых задач.
Можете ли привести примеры проектов обучающихся по финансовой грамотности?
Примерами проектов школьников по финансовой грамотности могут служить следующие: «Как уменьшить расходы на содержание домашнего питомца?», «Как накопить на покупку нового телефона: оценка эффективности сценариев», «Оптимизировать расходы на день рождения».
Целесообразно ли изучать финансовую грамотность в профильных экономических классах?
Конечно, отдельные аспекты финансовых знаний в профильных экономических классах изучаются, однако целостности в изложении этих вопросов может и не быть. Образовательная программа профильного экономического класса предусматривает ориентацию на профессиональную экономическую деятельность, а программы обучения финансовой грамотности ориентированы на общегражданскую компетентность, а не на профессиональную.
С какими партнерами стоит взаимодействовать при обучении финансовой грамотности?
Для реализации проекта предусматривается взаимодействие образовательных организаций с широким кругом партнеров: банки, общественные объединения, коммерческие организации, родители обучающихся.
Каковы различия в обучении финансовой грамотности учеников основной и средней школы?
Самое существенное различие связано с возможностью опираться на обществоведческие знания, имеющиеся у обучающихся. Так, в 9–11-х классах можно смело основываться на знаниях по истории и обществознанию. В то же время при обучении финансовой грамотности учащихся 5–7-х классов значительную часть времени придется тратить на формирование элементарных обществоведческих представлений.
Кто определяет тему проекта? Следует ли предлагать учащимся перечень примерных тем для индивидуального проектирования?
Тему проекта определяет сам ученик. Для выбора темы полезно знать, что область финансовой грамотности представляет собой разнообразные тематические разделы: Доходы и расходы. Финансовое планирование и бюджет. Личные сбережения. Кредитование. Инвестирование. Страхование. Риски и финансовая безопасность. Защита прав потребителей. Общие знания по экономике и финансовой арифметике.

Какой раздел окажется наиболее интересным для старшеклассников, какую тему они предложат для своего проекта — это все-таки вопрос к самому учащемуся. Чтобы понять, как сформулировать тему, учащийся может обратиться к нашим пособиям (Пособие для учащегося, Банк индивидуальных проектов), что позволит ему сориентироваться. Задача учителя — при необходимости скорректировать заявленную тематику и спланировать, что может стать практическим результатом проектирования в рамках выбранной темы.

Обязательно ли введение элективного курса по финансовой грамотности для того, чтобы учащиеся могли работать над индивидуальными проектами?
Выполнение индивидуального проекта по финансовой грамотности не предполагает обязательного элективного курса по ее основам. «Вхождение» в тематику финансовой грамотности с целью определения темы может осуществляться в формате мозгового штурма, деловой игры, самостоятельной работы с предлагаемыми учебными материалами и др.
Какие функции выполняет куратор/координатор проектной деятельности?
Задача учителя в роли куратора/координатора индивидуального проекта — планомерная работа по сопровождению и мониторингу выполнения проекта. Важным этапом является планирование деятельности по реализации индивидуального проекта и контроль за соблюдением намеченных сроков, а также методическая поддержка деятельности ученика.
Куратором проекта по финансовой грамотности должен быть учитель обществознания?
Это глубоко ошибочное суждение. Например, если проект по финансовой грамотности связан с анализом качества продуктов, входящих в типовую потребительскую корзину, то помощь учащимся может оказать учитель химии. Если речь идет о проекте по изготовлению фасадных табличек для своего поселения, праздничного торта или праздничных открыток, то здесь будет неоценима помощь учителя технологии. Опыт показал, что «свои» темы в области финансовой грамотности находят учителя математики, литературы, истории.
Могут ли индивидуальные проекты выполняться в группах?
Само словосочетание «индивидуальный проект» предполагает работу индивидуальную, хотя в ходе апробации и тиражирования опыта возникали ситуации, когда учащиеся настаивали, например, на работе в парах. Но это были скорее исключительные ситуации. Однако аргументация учащихся была весьма весомой: их объединяли близкие интересы, и поэтому они посчитали такую форму работы более эффективной.
В каких формах возможна презентация результатов проектной деятельности?
Достаточно популярно представление результатов проектной деятельности в виде буклетов, инструкций, макетов. Результатом проектной деятельности может стать придуманная и проведенная игра, викторина. Новыми, но уже получившими распространение формами становятся тематические сайты, созданные учащимися. Фантазия учащихся здесь практически безгранична.
Что следует особо учесть при организации работы по индивидуальному проектированию?
Здесь хотелось бы процитировать советы, которые, обобщая свой опыт, давали сами участники этой работы — десятиклассники, успешно реализовавшие свои индивидуальные проекты.

Вот некоторые из таких советов:

  • выявлять актуальную проблему, которую нужно решить «здесь и сейчас»;
  • правильно распределять время при выполнении проекта;
  • соблюдать логику проекта: цель и продукт должны соответствовать друг другу;
  • хорошо разбираться в проблеме;
  • доводить проект до конца;
  • учитывать риски проекта;
  • не «потерять» цель проекта;
  • необходимо видеть разные пути реализации проекта;
  • донести продукт проекта до адресата.

Задать вопрос