Пособие для учащихся «От жизненной ситуации — к индивидуальному проекту» предполагает разные формы организации работы учащихся, в том числе организацию самостоятельной работы десятиклассников. Раздел «Ситуации-проблемы» содержит более 100 ситуаций из области финансовой грамотности, каждая из которых может стать сюжетом, с которого начнется работа над индивидуальным проектированием. Разделы «Ситуации-проблемы», «Что надо знать» и «Ситуации-тренажеры» содержат ссылки и гиперссылки, связывающие отдельные сюжеты в широкое тематическое пространство, освоение которого является важным условием становления финансовой грамотности.

Пособие призвано помочь определить тему индивидуальной проектной работы в области финансовой грамотности и сориентировать в том материале, который вы можете привлечь для её выполнения. То есть одновременно и вывести вас на проект, и дать справочный материал по основам финансовой грамотности, который может понадобиться.

Эти две задачи определили необычный формат пособия. Оно строится на разнообразных жизненных ситуациях, в которых может оказаться любой из нас. Каждая из ситуаций ставит перед её участником ряд вопросов, многие из которых не имеют однозначного ответа.

Авторы пособия приглашают обучающихся к поиску ответов на возникающие в той или иной ситуации вопросы. Темы, которых касаются ситуации, непосредственно связаны с финансовой грамотностью и затрагивают такие ее разделы как «Доходы и расходы», «Финансовое планирование и бюджет», «Личные сбережения», «Кредитование», «Инвестирование», «Страхование», «Риски и финансовая безопасность», «Защита прав потребителя», «Азы финансовой арифметики».

Как устроена эта книга?

Раздел «Ситуации-проблемы» содержит более 100 ситуаций из области финансовой грамотности, которые предлагается рассмотреть.

Ситуации ориентируют на критическое осмысление предложенных моделей поведения участников описываемых процессов и событий, выражение собственного мнения относительно их действий, приведение аргументов и контраргументов. Некоторые из ситуаций помимо основного вопроса содержат дополнительные вопросы. Именно эти вопросы могут натолкнуть вас на размышления, а в последствии стать направлением поиска темы индивидуального проекта в области финансовой грамотности.

Раздел «Что надо знать» представлен словарем основных понятий, к которым в случае затруднения необходимо обращаться при работе с ситуациями-проблемами. Помимо основных понятий, словарь содержит понятия уточняющие, а также указатель понятий, к которым следует обратиться при работе над той или иной темой.

Раздел «Ситуации-тренажеры» очень похож на раздел «Ситуации-проблемы», но содержит не только сами ситуации, но и возможные пути решения поднятых ситуациями вопросов. Этот раздел содержит также (как и раздел «Ситуации-проблемы») открытые вопросы, часть из которых предложена к обсуждению. Это те самые вопросы, которые могут стать направлением поиска темы индивидуального проекта в области финансовой грамотности.

Разделы «Ситуации-проблемы», «Что надо знать» и «Ситуации-тренажеры» содержат ссылки и гиперссылки, связывающие отдельные сюжеты в широкое тематическое пространство, освоение которого является важным условием становления финансовой грамотности.

Раздел «Учебные проекты и учебные исследования: опыт, находки, комментарии» содержит учебные проекты и учебные исследования, над которыми работали учащиеся 7−10 классов. Предложенные работы предлагается использовать в качестве тренажеров по оцениванию проектных работ.

Раздел «Полезные ссылки» содержит указание на то, где можно найти необходимую информацию по основным темам финансовой грамотности, а также описание предлагаемых ресурсов.

Завершают Пособие разделы, посвящённые оформлению и презентации материалов проектной работы «Рекомендации по подготовке презентации для защиты проектной работы» и «Как правильно оформить результаты учебного исследования в форме реферата».