Методическое пособие для учителей «Организация деятельности обучающихся по созданию индивидуальных проектов в процессе формирования финансовой грамотности в системе основной образовательной программы школы» выстроено в логике реализации предложенной программы. В пособии достаточно подробно описано разворачивание процессов индивидуального проектирования с учетом специфики организации школьного образовательного пространства. Отличительная черта пособия —вариативность. Учитель может выбрать понравившийся сценарий из нескольких предложенных в пособии.

Основное назначение методического пособия состоит в обеспечении методической помощи педагогам, анализирующим возможности образовательного пространства школы, в поиске потенциалов содержательного и организационного плана для решения задач формирования финансовой грамотности и организации проектной деятельности учащихся в рамках основной образовательной программы.

Индивидуальный проект как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования выполняется в урочной и внеурочной деятельности в рамках одного предмета или на межпредметной основе. Выполнение проектов межпредметного характера требует особой организации образовательного процесса (объединения занятий по разным предметам, выделения времени для консультаций, согласования времени выполнения и др.).

При реализации основных образовательных программ среднего общего образования индивидуальный проект реализуется в формате учебного предмета «Индивидуальный проект», который становится важным элементом вариативности основной образовательной программы. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

Индивидуальный проект на уровне среднего общего образования задается в логике преемственности, в том числе тематической, с индивидуальным проектом основного общего образования и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

На уровне среднего общего образования проектная деятельность приобретает статус инструмента учебной деятельности, инструмента полидисциплинарного характера.

Пособие включает специальный курс «Что значит быть финансово грамотным«, который погружает в вопросы актуальных для учащихся финансовых отношений, знакомит с общей проблематикой финансовой грамотности, альтернативными способами решения финансовых проблем, разными моделями грамотного поведения в финансовой сфере (учитывающими как личные интересы, так и целый ряд иных значимых факторов). В практике работы образовательной организации этот курс может предварять проектную деятельность или включаться в ее процесс. Возможно также обращение не ко всем, а к определенным, обусловленным выбранными темами проектных работ, разделам курса и созданием условий для самостоятельного изучения курса «Что значит быть финансово грамотным» обучающимися. В частности, возможным видится этот курс в открытом доступе в сети как сопровождающий проектную деятельность.

Пособие включает также сценарии занятий целенаправленно организованного учебного курса организации деятельности по выполнению индивидуального проекта. Курс, предлагаемый педагогам, позволяет раскрыть логику и технологию проектирования. Представленные в пособии сценарии занятий предъявляют механизмы постановки практической или исследовательской проблематики, разворачивания проблемы в цепочку задач, уточнения цели и темы индивидуального проекта, различные способы планирования, критерии самооценки и др. Они призваны помочь смоделировать процесс проектной деятельности и дать возможность обучающимся приобрести умения, необходимые для подготовки индивидуального проекта в области финансовой грамотности и его презентации (защиты).

Предлагаемые в пособии методические рекомендации адресованы не только педагогам, проводящим занятия с учащимися, но и школьной администрации, т. к. помогают определить место изучения вопросов финансовой грамотности в учебном плане образовательной организации, в рабочих программах учебных предметов инвариантной и вариативной частей учебного плана, увидеть планируемые результаты освоения образовательной программы, представить примерные условия образовательной деятельности.