Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей предназначено для педагогов дополнительного образования. Оно нацелено на освоение финансовой грамотности обучающимися в интерактивной форме и в форме проектной деятельности в системе дополнительного образования детей: в домах творчества и в детских выездных оздоровительно-просветительских лагерях. Формы обучения и его содержание, описываемые в пособии, ориентированы на категорию учащихся 12−17 лет, не имеющих предварительной подготовки по финансовой грамотности.

Специфика дополнительного образования предъявляет свои требования к обучению. В условиях обязательного образования обучение подчинено принципу последовательности, полноты и систематичности подачи материала; личностная вовлеченность учащихся желательна, но и её отсутствие не является критическим фактором. В условиях дополнительного образования, наоборот, полнота и систематичность освоения содержания следуют за вовлеченностью и поддержанием устойчивого интереса обучающихся.

На наш взгляд, в условиях дополнительного образования более правильным будет обеспечение высокой вовлеченности и устойчивого интереса к продолжению деятельности на материале одной темы, нежели «пройти галопом по Европам» все темы, претендуя на полноту охвата предметного материала, но потеряв детей, утративших интерес к занятиям.

С учетом отсутствия предварительных специальных знаний у нашей целевой аудитории и специфики дополнительного (а значит и необязательного!) образования в данном пособии сделана ставка не на последовательное и систематичное обучение финансовой грамотности, а на вовлекающий потенциал интерактивных форм обучения. Этот потенциал реализуется на отдельных ключевых темах, связанных, прежде всего с личными (семейными) финансами. Существенным в предлагаемом пособии является ориентация именно на интерактивные формы обучения.

В первой части настоящего пособия объединены материалы, представляющие как бы фундамент освоения финансовой грамотности через интерактивные и проектные формы обучения.

Во второй части «Методика проведения Чемпионата муниципального образования «Азбука финансовой грамотности» настоящего пособия описывается методика проведения финансовых боев и коммуникативных турниров. Особое место во второй части пособия занимает описание проектной деятельности старшеклассников, организующих Чемпионат по финансовой грамотности.

В третьей части «Методика проведения Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» настоящего пособия описываются общие черты и существенные различия между кейс методом (case study) и кейс-игрой, идея, принципы проведения, этапы, структура и регламент Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности».